Гендерная специфика научно-фантастических художественных текстов
Гендерная специфика научно-фантастических художественных текстов
Антропоцентрическая парадигма гуманитарного научного познания обусловила повышенное внимание к «человеческому фактору» в том числе и в филологии. Современная наука, накопив за предыдущие века значительный опыт по изучению дисциплин «в чистом виде», обратила свой взор к человеку, следуя принципу древних: «cognosce te ipsum!». Инструментами для получения новых знаний о языке стали направления исследований, которые рассматривают его через призму культуры нации, психологии индивида, гендера. Гендерный подход, являющийся одним из актуальных ответвлений лингвокультурологии, построен на изучении отражения в языке концептов «мужественность» и «женственность». При этом маскулинным или фемининным может быть признан не только гендерный тип индивида (который не обязательно совпадает с его полом), но и тип общества, государства, и т.д. Важность такого подхода продиктована естественной потребностью человека детерминировать партнёра-коммуниканта как принадлежащего к тому или иному гендерному профилю. Как утверждает Г.Г. Слышкин, «обыденному сознанию не свойственна настолько высокая степень абстрактности, чтобы нарисовать образ человека вообще, т.е. лишённого гендерных признаков» (Слышкин: 2002). Представляется очевидным, что подобная потребность индивида идентифицировать собеседников по половому признаку объясняется двуполой природой человека, как биологического вида. Необходимость определения того, к какому типу относится коммуникант, обусловлена желанием «вооружиться» в процессе общения подходящим комплексом аттитюдов, характеристик поведения по отношению к данному типу. Учёные, занимающиеся вопросами гендерологии, сходятся во мнении, что такие комплексы формируются обществом и влияют как на поведение индивида, так и на его восприятие окружающих. Так, Н.Л. Грейдина полагает что «социальные экспектации, сформированные на ранней стадии жизненного развития, укрепляются с течением поло-возрастного развития индивидов-коммуникантов» (Грейдина, 2001). А.С. Синельников, в противовес эссенциалистскому подходу (который рассматривает маскулинность как производную биологической разницы между мужчиной и женщиной), принимает сторону социально-конструктивного подхода. Он уверен, что маскулинность является производной от гендерной идеологии общества и «сформирована под влиянием традиционных взглядов на мужскую роль, современных экономических реалий и социокультурной ситуации» (Синельников, 2001).
Гендерные характеристики языкового и невербального поведения являются важными характеристиками индивида. Так, например, в соответствии с результатами исследования Н.Л. Грейдиной (Грейдина, 2001), половая принадлежность коммуниканта напрямую влияет на используемые им средства невербального общения. Для фемининного типа поведения более характерны такие модели поведения, как улыбка, интенсивность частоты визуального контакта, небольшая площадь занимаемого пространства, тенденция к уменьшению дистанции между участниками коммуникации. Мужчинам же более свойственны противоположные характеристики. Автор объясняет это такими факторами, как: социальная слабость, желание получить одобрение доминирующего пола, стремление подчеркнуть собственную невинность, зависимость, пассивность у женщин и чувство властелина и собственника, социальная роль руководителя – у мужчин.
Однако круг вопросов гендерологии не ограничивается лишь изучением мужского и женского типов поведения или речи. Как отмечалось выше, гендерный подход применим для изучения не только индивида, но общества и культуры. Так, общепринятым является мнение учёных о том, что российская культура носит фемининный характер, а американская – маскулинный. Знание таких особенностей во многом способствует осуществлению более тесного взаимопонимания при осуществлении межкультурной коммуникации.
Изучая лингвокультурологические характеристики языка научно-фантастической прозы, мы не можем обойти своим вниманием гендерологический аспект этого жанра литературы. Представляется интересным сопоставление произведений, созданных носителями разных языков и культур. В частности, россиян, американцев, французов. Не смотря на то, что культуры названных стран считаются принадлежащими к различным гендерным типам, литературный жанр, в котором работают писатели из этих стран, диктует свои правила. Мы считаем, что научная фантастика представляет собой маскулинный тип литературы. И это подтверждается многими факторами. Во-первых, женщины крайне редко становятся авторами научно-фантастических произведений. Во-вторых, персонажи этих произведений – по большей части мужчины (или существа мужского рода). В-третьих, женщины (и существа женского рода), созданные писателями-фантастами, либо являются второстепенными персонажами, либо участвуют в событиях наравне с мужчинами, но почти никогда не бывают главными действующими лицами.
Рассмотрим сказанное на конкретных примерах. В повести А.и Б. Стругацких под названием «Пикник на обочине» (Стругацкий А., Стругацкий Б., 2001) описана ситуация, в которой люди, столкнувшиеся с последствиями посещения Земли представителями «внеземной культуры», удовлетворяют свою жажду познания и исследуют так называемые «зоны Посещения», зачастую при этом рискуя жизнью. Отважные сталкеры – первопроходцы, нелегально прокладывающие путь в смертоносной зоне, добывают в ней «инопланетные чудеса», двигая тем самым вперёд науку и добывая средства на содержание своих семей. «Международный Институт Внеземных Культур», в свою очередь, занимается изучением этих зон. Действующие лица – сотрудники Института, сталкеры, и люди, которые «кормятся за счёт Зоны» - владельцы баров, магазинов, а также государственные служащие – мужчины. Женские персонажи в книге упоминаются очень редко. В основном речь идёт о жене и дочери главного героя, о которых он вспоминает, находясь на грани жизни и смерти, работая в «Зоне». Когда же авторы повествуют о них от своего имени, то ограничивают участие женщин в повести домашними заботами, уходом за детьми или описывают их эмоциональные взаимоотношения с героями-мужчинами.
В книге П. Буля «Планета обезьян» (Boulle, 1983) повествуется о планете, на которой единственной разумной расой являются обезьяны. Люди, потерявшие способность мыслить и говорить, выставляются напоказ в зоопарках. Путешественники – профессор, его помощник и журналист, оказываются в ситуации, когда они вынуждены доказывать обезьянам свою принадлежность к разумной расе.
В романе М. Кричтона «Сфера» (Кричтон, 1994) события разворачиваются на дне океана. Исследовательская команда, целью которой является изучение космического корабля, найденного под водой, состоит из 6 мужчин и 4 женщин. Повествование ведётся от имени главного героя, мужчины, психолога.
Даже, когда речь идёт о существах, чей пол невозможно определить, они чаще именуются словами мужского, чем женского рода. Например, в рассказе А. Марченко «Рождённый-в-стали» (Марченко, 2004) рассказывается об инопланетном существе, живущем в смертельно ядовитой для человека атмосфере и покрытого металлическим панцирем. Это существо чем-то напомнило герою рассказа собаку и он дал ему имя: «Рождённый-в-стали», хотя первоначально упоминал о существе в среднем роде («оно»). Примечательно, что в рассказе нет ни одного персонажа женского рода. То же замечание справедливо и в отношении рассказа С. Лукьяненко «Донырнуть до звёзд» (Лукьяненко, 2004), где фигурируют только 3 героя: мальчик, старик, и мыслящий космический ковчег.
Таким образом, становится очевидной маскулинная направленность научной фантастики. На наш взгляд, это объясняется спецификой сюжетов этого жанра. В большинстве научно-фантастических произведений повествуется об экстремальных ситуациях, с которыми сталкиваются отдельные персонажи или все человечество. Как утверждает А.С. Синельников (Синельников, 2001), «ситуационность маскулинности проявляется через социокультурную зависимость интенсификационных и инфляционных изменений, происходящих с её некоторыми характеристиками». Автор приводит в пример интенсификацию существующих моделей маскулинности во время войн, спортивных состязаний и конфликтных ситуаций, когда на первый план выходят такие характеристики, как агрессивность, состязательность. В относительно спокойное время, напротив, ценность данных характеристик существенно понижается. Сюжеты научно-фантастических произведений, в которых повествуется о встрече человека с непознанным, требуют от персонажей проявления мужских качеств: силы, интеллекта, активности. Свойственные фемининному типу поведения слабость, эмоциональность, пассивность, оказываются мало востребованными.
Изучение лингвокультурологических и гендерных особенностей научно-фантастического текста может быть продолжено на основе лексического анализа этих произведений, в частности неологизмов фантастики.
Литература.
Стругацкий А., Стругацкий Б. Пикник на обочине; Отель «У погибшего альпиниста»; Улитка на склоне: Фантаст. Романы / Сост. Н. Ютанов; Ил. Я.Ашмариной, А Карапетяна. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra fantastica, 2001. – 624 с.
Синельников А.С. Маскулинность. // Словарь гендерных терминов. http://www.owl.ru/
Грейдина Н.Л. Гендерная специфика коммуникации // Антропологический подход к исследованию социума: Лингвистические, социолингвистические, культурологические аспекты.- Иваново. - 2001.
Слышкин Г.Г. Гендерная концептосфера современного русского анекдота // Гендер как интрига познания (гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации). – М.: МГЛУ, 2002.
Лукьяненко С. Донырнуть до звёзд // Полдень, XXI век. Литературно-художественный и критико-публицистический журнал. - № 4. – 2004. –М.: ООО «Издательство «Вокруг света»». – С.120 – 126
Кричтон М. Сфера. М., «АДА», 1994. – 416 с.
Марченко А. Рождённый-в-стали// Полдень, XXI век. Литературно-художественный и критико-публицистический журнал. - № 4. – 2004. –М.: ООО «Издательство «Вокруг света»». – С.153 – 164
Boulle, P. La Planete des singes. Paris:Edition Julliard. – 192 p.


Е.С. Огородникова. Гендерная специфика научно-фантастических художественных текстов//Разноуровневые черты языковых и речевых явлений: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск VIII. Пятигорский государственный лингвистический университет. Пятигорск, 2005. – С. 115–118.


Другие статьи
далее>>
связаться с автором


 
Hosted by uCoz